|
Главная » 2009 » Январь » 19 » Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | 12:14 |
Мк., 2 зач.,
1, 9–11
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна
в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и
Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой
возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
 Крещение Господне. Деталь фрески. Сретенский монастырь в
Москве.
Евангелие от Марка начинается сразу с Крещения Господня. Ничего не говорится
о рождении и детстве Христа. Никакой родословной. Впечатление, будто Христос
сразу сошел с небес. Здесь, вне сомнения, – начало жизни Христа, как начало
жизни каждого из нас, когда мы стали сынами Божиими – в крещении. Потому и
сказано: начало Евангелия. Но первые стихи подчеркивают, что крещение Иоанново
было «во оставление грехов». Выход крещаемого из воды – воссоздание творения
мира: вот, наше человеческое естество, обновленное, омытое от грехов,
в невинности первого дня творения. Принимая крещение от Иоанна, Христос
показывает, что Он пришел приобщиться судьбе всех людей. Это Крещение –
пророческое прообразование Его Крестных Страданий. «Крещением должен Я
креститься», – говорит Он о них (Лк. 12, 50). На Кресте Господь узнбет не
символически, а на деле судьбу человека-грешника, когда Он «со беззаконными
вменится».
Но мы слышим Отчий глас: «Ты Сын Мой возлюбленный», и все становится совершенно
иным. Это уже не просто крещение во оставление грехов. Здесь – Сын Божий, а
апостол Павел говорит в Послании к Римлянам, что Он «открылся Сыном Божиим
в силе, через воскресение из мертвых» (Рим. 1, 4). Христос, «выходящий из
воды», – это Христос, восстающий из мертвых. Вся Пасхальная тайна обозначена
в этих словах. Однако Он не был бы Сыном возлюбленным, Тем, на Ком пребывает вся
любовь Божия, если бы вольно не присоединился к грешникам в водах смерти. Он не
был бы «образом Бога невидимого», Который есть любовь, взыскующая нас в нашей
беде даже до смерти. Вся любовь, которая есть у Бога, обнимает нас, когда Он
простирает руки на Кресте. Только здесь место нашей встречи с Богом, наш Новый
Завет с Ним.
При творении мира Дух Божий как птица носился над безжизненными водами. Теперь
Дух Святой сходит и почивает на Христе, Который принадлежит нашему человеческому
роду. Явление Сына Божия в человечестве, начало Его спасительного служения
означает, что творение мира подходит к завершению. Дело Божие запечатлевается
в человеческой истории. Это роды – рождение человечества: «Ты Сын, ныне родих
Тя». Мы становимся сынами Божиими во Христе Иисусе, и Сам Он является
«Перворожденным», когда мы приобщаемся Ему. Дух Божий, почивающий на Христе и
оживотворяющий Его, ведет Его в пустыню мира, где Он вступит в сражение, которое
одновременно является пасхальным переходом и новым творением мира. Вся
человеческая история здесь. Придите, все народы земли, к бессмертию крещения.
Эта вода напоена Духом Святым, она орошает рай, от нее течет река, веселящая
град Божий, от этой воды и Духа подается рождение свыше, которое открывает вход
в Царство Небесное.
Господь зовет все человечество – каждого человека без исключения – вступить
в вечное родство с Богом, раскрывая поистине бесконечное богатство Своих даров.
В течение всей нашей жизни Христос зовет нас. Он зовет нас вначале в крещении,
но и после – продолжает звать. Если мы неверны нашим крещенским обетам, Он зовет
нас к покаянию. Если мы стараемся следовать своему призванию, Он зовет нас идти
дальше, от благодати к благодати, от святости к святости – до последних наших
дней. Он зовет нас без конца, от одной высоты к другой, всегда дальше, не давая
место покоя, но возводя к вечному покою. Он зовет нас без конца, чтобы без конца
являть нам Свое оправдание, чтобы освящать и прославлять нас без конца, все
больше и больше. Христос идет посреди нас и зовет нас следовать за Собою. Но мы
(сколь многие из нас!) не имеем глаз, чтобы видеть Господа, мы сильно отличаемся
от возлюбленного ученика, который узнал воскресшего Христа, в то время как
другие не узнавали Его.
Явился Спас, благодать и истина. Никто не знает истины, кроме тех, кто обладает
ею. Но Бог влечет всех к этой единой и единственной истине. Он ведет Своих
искупленных, Своих избранных, каждого и всех, к единственному совершенному
познанию и к послушанию Христу. Не без их участия, но зовом крещенской
благодати, которой они должны повиноваться. Если они не повинуются, они теряют
свое достоинство и остаются позади восходящих на небо. Пусть не скажет никто:
«Я не чувствую себя призванным к великим делам и свершениям, к которым были
призваны святые». Мы должны задуматься о причине этого. Может быть, оттого ты не
призван, что с самого начала предал свое призвание, или не выдержал
последовавших за ним испытаний. Тебе дана была в полноте крещенская благодать, и
ты не послушался ее. Не потому ли Бог, дающий ее всем независтно, зовет
некоторых к большим высотам, чем других? Не потому ли один видит так, как другие
не видят, и у него глубже вера, горячее любовь, большее духовное разумение? Но
все это означает только, что этих других Бог зовет к большему покаянию, которое
есть второе крещение. Ибо никто не имеет права ставить свой идеал святости ниже,
чем то, что он принял в духовном рождении. И, спасая нас от отчаяния, Господь
говорит нам, что многие последние могут стать первыми.
У каждого из нас свой путь к Богу. И в этом смысле то, что происходит с другими,
к нам не относится. Не надо сравнивать себя с кем бы то ни было, потому что
каждый крещеный человек безмерно велик перед вечностью. Если Бог зовет нас
к более совершенному отвержению мира и того, что в нем, если Он требует от нас
пожертвовать нашими надеждами и страхами, в этом – наше приобретение, здесь
знамение Его любви к нам и наша вечная радость. Пусть кто-то, видя нашу
решимость следовать зову Христову, назовет это духовной гордостью. У истинной
ревности по Богу нет времени сравнивать себя с другими, она слишком глубоко
сознает свою немощь, чтобы возгордиться собой. Она ищет только одного – как
исполнить волю Божию. Она смиренно склоняет свою голову: «Господи, говори, раб
Твой слушает Тебя», «Господи, что повелишь мне делать?» Все мы, во Христа
крестившиеся, во Христа облеклись.
|
Просмотров: 949 |
Добавил: Admin
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Статистика |
|
|