Икона Сретения Господня Когда пришло предписанное законом время,
Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли
Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, "чтобы
представить пред Господа" и совершить положенные
обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей
Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь
– с тарец Симеон, "муж праведный и
благочестивый", которому "было предсказано
Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит
Христа Господня".
Существует предание, что он жил очень долго, почти три
века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков
Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до
пророчества Исаии "се, Дева во чреве приимет и родит
сына", то сначала он слово "альма", которое
в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, -
перевел словом "парфенос", что по-гречески -
собственно "дева". Но вдруг он спохватился, мол,
как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово
"парфенос", но был остановлен Ангелом, и ему
было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и
этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли
сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание
Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг, Дух
повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и
видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может
сказать, кроме своего знаменитого: "Ныне
отпущаеши" - и от тяготы жизни, и от страха смерти.
Симеону дано было увидеть в этом Младенце и "спасение
... всех народов", и грядущее "просвещение
язычников", и "славу" истинного
"Израиля". Но он увидел и грядущее сотрясение
мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что
младенец этот будет в "предмет пререканий". А в
конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а - Его
Матери. Он говорит: "и Тебе Самой оружие пройдет
душу"... А дальше прибавляет: "...да откроются
помышления многих сердец". Дело в том, что отношение
к Божией Матери является показателем, насколько человек
стал христианином. Через это и открываются
"помышления многих сердец". По иному относится к
Ней новообращенный, по иному - зрелый христианин. Чем
более оценил спасительный подвиг Христа, тем более любишь
Ту, благодаря Которой это стало возможным. И чем более
ценишь искупительную силу Его невинных страданий, тем
более чувствуешь силу оружия, пронзившего Ее душу.
Вспоминается сегодня и еще одна свидетельница пришествия
Христова, "Анна пророчица, ... достигшая глубокой
старости, ... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не
отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и
ночь". Мудрый книжник, и простая труженица храма. Как
ранее: ученые волхвы и простые пастухи. Волхвы ушли на
родину. Пастухи возвратились к своим стадам. Симеон вскоре
преставился. А пророчица Анна, хотя и "говорила о Нем
всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме", но самого
Младенца в Иерусалиме уже не было: святое семейство должно
было бежать в Египет.
Тропарь праздника Сретения, глас 1-й
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия
Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во
тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во
объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам
воскресение. Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо
из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш,
просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты,
праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя
наших душ, дарующего нам воскресение.
Кондак Сретения, глас 1-й Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне
благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл
еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство,
едине Человеколюбче. Перевод: Предварительно освятив рождеством Твоим
утробу Девы и благословив руки Симеона, как надлежало, и
нас ныне Ты спас, Христе Боже: ниспосли мир обществу
среди браней, и укрепи, как единый Человеколюбец.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь
Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм
Господень.
|