|
Главная » 2011 » Март » 5 » Прощеное воскресенье
Прощеное воскресенье | 09:59 |
Пусть милостивый Господь
благословит всех нас на то прилежащее нам
поприще, на которое мы вступаем. Время,
которое именуется Церковью весной души,
воскресением, воскрешением, преображением
всего доброго, что есть в человеке.
Пост – это великая милость Божия
всему роду человеческому, и хочется пожелать
всем нам внимательного отношения к этому
важнейшему подвигу христианской жизни,
подвигу воздержания. Воздержания,
в первую очередь, конечно же, от грехов,
но поскольку человек - существо, состоящее из
души и тела, то состояние души после грехопадения во
многом определяется состоянием тела. Как во
внешнем виде, так и во внутреннем,
как от положения тела, например, зависит
молитва человека. Можно
поэкспериментировать: попытаться помолиться стоя,
потом сидя, потом лежа, а потом на коленочках. И
прислушаться к себе: какая молитва более
внимательная, более покаянная, более
сосредоточенная. Положение тела влияет на
состояние души.
Также влияет, во что тело одето. Если
одежда простая скромная и незаметная, то человек
относится к себе более критично, и, напротив, если
человек оденет роскошную шикарную новую и
модную одежду, то изменяется его осанка, походка,
изменяется самооценка. Человек себя начинает ценить
гораздо выше. А, казалось бы, что изменилось? Так,
немножко приукрасили свой внешний вид. А
изменилась душа, изменилось состояние души.
Так же и пища, которую тело потребляет, влияет на
духовное состояние человека. Острая,
жирная, тучная пища способствует к большему
расслаблению, потому что в организме человека
пища влияет на определенные душевные
проявления. И на ум, и на память, и на похотные
чувства, и, напротив, на
трезвость, трезвление,
бодрствование. Время Поста –
это как раз время того приглядывания, того
прислушивания к самим себе. Что происходит с моей
душой, если я немножечко ограничу пристрастия своего
тела?
Конечно, речь здесь идет не только о пище, и далеко не о
пище, потому что пища нас к Богу не приближает, и не
удаляет. Мы едим – и ничего не приобретаем, не едим
– и ничего не теряем. Как говорил апостол
Павел: «Пища для чрева, а
чрево для пищи». Потому что это обычные
физиологически процессы, и придавать им
такое огромное, прямо выдающееся значение не
стоит. Как иногда бывает, человек настолько
скрупулезно высчитывает, есть ли там три
грамма какого-то молочного или яичного порошка, или нет,
но это совершенно ни к чему.
Воздержание и своего зрения тоже полезно
во время Великого поста, и любого поста,
даже в среду и пятницу, нужно «сдерживать
очи свои от зрелищ». Самое популярное –
это телевидение, поэтому, конечно, мой
духовный совет: постарайтесь телевизор
накрыть белой тряпочкой. Хотя, как тогда мы с
вами будем общаться? Или, по крайней мере,
исключить развлекательные каналы. «Союз»,
«Культуру», «Спорт» можно смотреть,
хотя и спорт для многих является таким соблазном,
что человек готов часами убивать
время, высматривая, кто первый,
кто второй, кто третий.
Музыку в машине лучше сменить на прослушивание
аудиокниг, которые, к сожалению, сейчас мы редко читаем.
Ну, например, Федора Михайловича Достоевского
«Братья Карамазовы» или «Бесы».
Очень много духовных книг сейчас предлагаются
в аудиоформате, поскольку многие из нас много
времени проводят в транспорте, добираясь
до работы. Очень хорошо в те же телефоны
мобильные закачать какую-то книгу, и сорок минуть ехать, и
слушать не то, как болтают старушки рядом, а то, что
духовный человек пытается донести до нашего
сознания.
Конечно, желательно ограничить алкоголь, и не
вступать в клуб ревнителей Устава.
Потому что по Уставу, речь идет об
Уставе восточном, монашеском, вино
дозволялось в субботу и воскресенье. Но
это не наше вино, которое имеет такую крепость,
когда с двух бокалов у человека начинает
в голове шуметь, там было вино, хорошо
разбавленное водой, так, просто очень легкий
напиток. Для укрепления сил, а не для веселости и
расслабления. Поэтому лучше от спиртного отказаться.
Конечно те, кто имеют противоестественную
привычку травить себя табаком, и если
решимости полностью отказаться от этого нет, то хотя бы
сократить дозу. Скажем, с пачки - до двух трети или
полпачки. Чтобы хоть какое-то упражнение против этой
страсти было.
Как говорится, совесть - лучший
контролер, и у каждого совесть должна подсказать -
над чем работать. Поменьше мужа жене пилить. Детям
получше слушаться, по дому помогать родителям, хотя бы
посуду начать мыть после совместного ужина. Чтобы не
просто диета, а и духовные упражнения от наших
страстей были.
Сегодняшнее воскресенье называется -
Прощеным. Мы сегодня, все христиане во
всех концах земли, перед тем как начать подвиг
покаяния и исправления своих грехов,
подвиг борьбы со своими страстями, должны
примиряются друг с другом, со своими ближними.
Помня слова Спасителя: «Если
вы прощаете ближним вашим, и Отец
Небесный простит вам согрешения ваши. Но если
вы не прощаете, то и вам не простится».
И как бы, порой, не были глубоки обиды, как бы ни было
тяжело на сердце при воспоминании о том или ином
событии, надо понимать что любовь – она долго
терпит, она не ищет своего, она не радуется не
правде, а радуется истине, всему верит,
на все уповает, все терпит и никогда не
перестает. Если злопамятство живет
в нашем сердце, это свидетельство того,
что в сердце нет любви, что невозможно
одновременно пребывать в душе и
любви и ненависти.
Чтобы простить другого человека, надо его пожалеть.
Пожалеть каким образом? Осознав, что
все мы больны одинаково, кто-то – одним,
кто-то – другим. Почему мы осуждаем других
людей, почему сердимся, почему не прощаем? Исключительно
из-за одного, из-за того, что мы не знаем своих
грехов, не чувствуем своих
болезней. Вы представляете такую ситуацию:
лежит в больнице человек с переломами
позвоночника, привозят другого. И вот он
его будет жалеть, потому что он понимает, как ему тяжело
лежать и не двигаться. Зная свою болезнь, он
начинает жалеть и другого. Если мы других не жалеем
и не прощаем, значит, мы не знаем своих болезней, не
осознали своей немощи.
Когда человек видит свои
собственные грехи, он сострадает по-другому.
Поэтому, одна из основных молитв
Великого Поста будет молитва
преподобного Ефрема Сирина: «Господи,
даруй ми зрети мои прегрешения, и не осуждати брата
моего». И сегодня мы просто должны сделать
усилие над собой и примириться с обижающими нас, или с
теми, кого мы обидели.
В свете сказанного, хочется испросить у
вас у всех, дорогие братья и сестры, прощения.
Как говорит апостол Иаков, кто не согрешает
в слове, тот человек совершенный.
Осознавая абсолютную несовершенность,
понимаешь, что словом можно и обидеть – где-то
резким, где-то невнимательным. Где-то сделаешь
акцент на одной проблеме, а человек может
воспринять это как обиду на тебя. Прошу у
вас прощения за те, может быть, невнимательные
слова, за те грехи, которые, так или иначе,
возникают в результате слова.
Прошу простить, и покрыть вас любовью
наши несовершенства. Ну, и в добрый путь
в поприще Великого Поста. Пусть и
Господь покроет Своей любовью наши
согрешения, и Великий Пост будет еще одной
ступенечкой к светлому празднику встречи со
Христом в Его Светлом Воскресении.
Храни всех нас Господь, и благословение
Божие да пребывает со всеми нами.
Протоиерей Евгений Попиченко
|
Просмотров: 846 |
Добавил: Admin
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Календарь новостей | « Март 2011 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Статистика |
|
|