|
Главная » 2010 » Август » 28 » Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | 07:29 |
Успение Богоматери. Икона. XV в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
После Вознесения Господа Матерь Божия
оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в
его отсутствие жила в доме его родителей близ горы
Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была
утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия
поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного
зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его
младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам,
Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим
присутствием, словом и молитвами. Благоговение
апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии
Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они
пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению
иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее
Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою
даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы
видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь
Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с
апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в
котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу
Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря
Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе
Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец,
Матерь Божия пророчески сказала: «Это место будет
Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду
Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так
велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли
заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее
внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников
Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия
Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий
Медиоланский в творении «О девственницах»
писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом
только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в
словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения,
трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было –
никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших,
не завидовать равным, избегать хвастовства, быть
здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы
выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии
с родными? Когда погордилась пред человеком скромным,
посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не
было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в
словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения
скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный
вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все
дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по
требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом
Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя
о приведении в исполнение предположенных намерений, или
предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и
то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне
дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для
Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а
нравы Свои Она блюла Сама». По преданию,
сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV
в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные
говорят, несколько более среднего; волосы златовидные;
глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови
дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста
цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не
острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы
длинные… Она в беседе с другими сохраняла
благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не
гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она
нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности,
отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые
носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что
еще и теперь доказывает Ее священный головной покров.
Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась
особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое
описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая
403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста
святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях
митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в
Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о
Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II
веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии
на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа
Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери
Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке
святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой
благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в
Священном Писании нет повествования об обстоятельствах
кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и
вернейшего предания». Это предание с подробностью
собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в
ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария
опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже
распространилась по земле и многих завистливых и гордых
вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог
хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая
Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла
здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги
Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и
выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба
Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала
молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред
Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором
переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно
блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С
Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с
тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и
Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и
учеников Господа, которым возвестила о Своем скором
Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь
послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из
Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь
Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и
Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом
«Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос
означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил
Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя,
слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам
и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга,
апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали:
для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн
Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что
для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к
Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе,
исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее,
а затем поведали о их чудесном восхищении с места
проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он
услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала
беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы
также чудесным образом предстал и апостол Павел с
учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем,
Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов.
Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились
благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили
погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала
к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в
проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного
блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего
мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение
Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с
песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на
котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась
в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного
Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет
Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи.
Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах
необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос,
окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других
Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков,
некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего
Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя
Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко
призре на смирение рабы Своея» – и, поднявшись
с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь
приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного
страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала
душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая
чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы
Небесной, Ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная,
Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица,
Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно
подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное
человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той
достойную честь воздати немощно» (стихира праздника
на «Господи, воззвах»). Небесные врата
возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы
и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо
Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела
разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как
воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на
Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во
время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл
от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь
1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело,
апостолы освящались от него и исполнялись благодати и
духовной радости. Для большего прославления Пресвятой
Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою
и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою
разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к
погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр,
Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на
своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы.
Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной
ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали
одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это
торжественное шествие началось от Сиона через весь
Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и
всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и
светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику
апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение
Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило
земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием
двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места
погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные
необычайным величием погребального шествия и озлобленные
почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том
первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко
всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг,
чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери
Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью
устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший
по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною
оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но
никого из провожавших не видали. Многие из них были
поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти
и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр,
на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий
невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу.
Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал
величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к
сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным
последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании,
там с плачем и рыданием началось последнее целование
пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли
положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим
камнем. Три дня они не отходили от места погребения,
совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому
смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было
присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в
третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся
пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том,
что не удостоился последнего благословения Матери Божией и
прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем
решились открыть пещеру и доставить ему утешение –
поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб,
они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и
убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы
с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для
подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и
сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все
дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с
ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу
в память Спасителя («часть Господа») и
воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай
нам». (Этим было положено начало чину возношения
панагии – обычаю возношения части хлеба в честь
Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с
благоговением и разделяемые по лицу земли на части,
творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду
изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее,
взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании
с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего
мира, но несравненно более возвышено преславным
вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой
торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее
погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с
Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее
предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной)
горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской
горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья
которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через
несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы.
Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в
Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела
два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе –
в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп
для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с
Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто
молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном
кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно
чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В
храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито
пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал
перед императором Маркианом (450-457) достоверность
предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и
послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память
10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые
взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во
Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в конце VII века над
подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала
верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден
купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне
не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма
была выстроена обитель, в которой подвизались более 30
монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя
святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых
остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В
ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного
камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания.
Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской
базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий
первоначальный крестообразный план храма сохранился. При
входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре
мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по
лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне
находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с
их гробницей, а напротив, на левой стороне – часовня
праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел
принадлежит Православной Церкви, а левый –
Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в
длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме
дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и
приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два
маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят
северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными
занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из
камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с
Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма,
в котором ежедневно совершается Божественная литургия на
греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в
VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики
приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах
в 1803 году, а армяно-григориане – на западной
стороне в 1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель
Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По
окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном
облачении совершает краткий молебен перед светлой
плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет
вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая
гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии
в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно
участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом
«литанией».
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по
обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с
архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской
Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный
путь. По узким улочкам Святого Града погребальная
процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия
несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону
встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к
иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда
шествуют чернецы – монахи и монахини Святого Града:
греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью
около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском
храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией,
сооружается возвышенность, на которой в благоухающих
цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится
плащаница Пресвятой Богородицы.
«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается,
и лествица к Небеси гроб бывает…» –
здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим
первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью:
«Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй
мирови Тобою велию милость!»
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения
Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись,
проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается
торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница
Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с
настоятелем-архимандритом Гефсимании.
|
Просмотров: 823 |
Добавил: Admin
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Статистика |
|
|