В последнее время как-то
уж со всех сторон, как-то уж от слишком многих православных христиан
слышу, что им надоела церковная действительность.
И "надоело" - это очень мягкое слово. В частных разговорах используются гораздо более жёсткие выражения.
Православным
работникам разного рода надоело делать своё бессмысленное и чаще всего
чисто мирское дело на той или иной церковной должности. Священникам
смертельно надоело служить молебны-записки-панихиды-всенощные-акафисты и
более чем надоело играть с начальством нескончаемую игру "в церковь".
Монахам стала нестерпимой жизнь в современных монастырях, где они по
большей части - на положении крепостных, где постоянная стройка, а
теперь ещё и миссионерство. Мирян воротит от бесконечных вопросов "а как
поститься в наступивший пост?", от всяких запретов типа "нельзя яблоки
есть!!", от правил и служб, от надутой и отвратительной болтовни,
которую несут разные батюшки с таким видом, будто они - обладатели
истины в конечной инстанции. И это уже не спишешь на "сам дурак", на
"гордость" и "несмирение". Слишком массовым стало то, что церковность
крайне утомляет церковных людей.
А вот с другой стороны:
надоел ли людям обед или ужин? Нет, такие вещи не надоедают. Бывает - на
то, что человек ежедневно ужинает, он не обращает внимания; но чаще
всего ждёт ужина с радостью и вкушает пищу вместе с отдыхом. Обед, ужин,
умыться с утра - не надоедают ведь. Выспаться как следует не надоедает.
Не надоедает общение с любимым человеком. Даже наоборот - его всегда
мало, всегда не хватает. Не надоедает читать присланные любимым
человеком смс-ки и письма. Их читаешь и перечитываешь. Не надоедает
смотреть на море. Не надоедает радоваться с радующимися и плакать с
плачущими. То есть - существуют вещи, которые в принципе не могут
надоесть.
И - посмотрите: Христос главное церковное
действо, средоточие Церкви - Евхаристию - облекает не во что иное, а в
ужин. В то, что не может надоесть. И молитва Богу - общение с тем, кого
любишь. И Писание - смс-ка от него. То есть основа Церкви Самим Богом
так устроена, что она принадлежит к тем вещам, которые не могут
надоесть.
А отсюда делается вывод:
ЧТО В ЦЕРКВИ НАДОЕЛО - ТО НЕ ОТ БОГА.
ЧТО ОТ БОГА - НАДОЕСТЬ НЕ МОЖЕТ.
Это перекликается с Григорием Сковородой: "Что нужно, то нетрудно. Что трудно, то не нужно".
Интересно, если этим критерием вооружить совесть? Изменится ли церковная жизнь (на частном, разумеется, уровне)?
игумен Пётр Мещеринов